Клима Центр Интернет каталог Проверка, настройка тахографов Проверка, настройка тахографов

АВТОНОМНЫЕ
ОТОПИТЕЛИ

Т А Х О Г Р А Ф Ы

КЛИМА ЦЕНТР

Тахографы: история законодательства


Важным этапом обеспечения безопасности на дорогах стало обязательное оснащение транспортных средств контрольными приборами. Особенно это касалось автомобилей, выполняющих перевозки на большие расстояния. Из-за большого и длительного напряжения, нарушения режима труда/отдыха и работы в ночное время риск возникновения ДТП увеличивается на 150% в сравнении со средними показателями. Поэтому возникла необходимость уравновесить интересы заказчиков перевозок и водителей, осуществляющих доставку груза. Это привело к созданию ряда законов и постановлений как на уровне международного, так и федерального законодательства.

Впервые об интересах водителей заговорили в Европе в 1968 году. Тогда была принята Конвенция о дорожном движении, известная как «Венская конвенция». В числе стран, подписавших международный договор, направленный на повышение безопасности дорожного движения путем стандартизации ПДД, был и Советский Союз. Следующим шагом в развитии тахографии в России стало подписание Советом Министров СССР в 1978 году Постановления № 505. Фактически это было присоединение к Европейскому соглашению 1970 года, оговаривавшему понятие «ежедневной продолжительности управления ТС». Оно устанавливало максимально допустимые величины и допустимые альтернативы режима труда и отдыха для экипажей, задействованных в международных перевозках. Однако для учета периодов труда и отдыха в СССР использовались контрольные книжки. И лишь впоследствии был осуществлен переход на автоматические устройства – тахографы, что требовало создания новых нормативных актов.

Поэтому в 1995 году Россия, не желая терять внешние экономические связи, подписала федеральный закон № 196-ФЗ, целью которого было создание правовых основ для обеспечения безопасности дорожного движения и защиты жизни граждан путем предупреждения ДТП. В частности 20 статья этого закона предписывала обязательное использование технических средств контроля (тахографов), требования к тахографам, правила их использования, обслуживания и контроля их работы.

Со временем с усовершенствованием  тахографов возникла необходимость в корректировке нормативных документов, оговаривающих правила их эксплуатации. Так, например, в 1998 году в целом ряде приказов Минтранса и Президента РФ были перечислены модификации тахографов аналогового типа, разрешенные к установке и использованию в международных перевозках и на территории РФ, транспортные средства, надлежащие оснащению тахографами и порядок считывания показаний.

С 2002 года по 2008 как в Европе, так и в России появляется еще ряд нормативных документов, регламентирующих вопросы оснащения ТС приборами контроля за режимами труда и отдыха, а также новые аспекты контроля за их корректной работой. В 2009 году в связи с выпуском новых модификаций тахографов комиссия ЕС выпустила Постановление № 3821/85, которое устанавливало дополнительные технические требования к регистрирующему оборудованию на автомобильном транспорте категорий М1 и N1.

В том же году Правительство РФ, в согласии с договором ЕСТР, утверждает Постановление № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств». В пункте 8.1 указывалось, что обязательному оснащению тахографами подлежат задействованные в коммерческих перевозках ТС категорий М2, М3, N2,N3, которые выпущены после 23.09.2010 года. Кроме того, в пункте 102 указывалось, что надзор за соблюдением требований на территории РФ будет осуществлять Министерство внутренних дел РФ. А через месяц Министерство транспорта издает Приказ № 180, в котором содержались предписания о картах водителя для экипажей, осуществляющих международные перевозки.

Нужно сказать, что следующий 2010 год стал поворотным в истории тахографов. Например, в согласии с новыми законами, начиная с июня 2010 года нельзя было устанавливать и использовать аналоговые тахографы. Это привело к тому, что в 2011 году были пересмотрены и приняты поправки и постановления в вопросах соблюдения водителями режимов труда и отдыха через использование цифровых тахографов. Кроме того, нужно было узаконить и работу сервисных центров (мастерских), провести на государственном уровне программы подготовки персонала.

2012 и 2013 года были не менее значимыми для правового утверждения организаций, выполняющих лицензирование, установку и обслуживание тахографов, а также выдачу карт для цифровых контрольных устройств. В этот период после обязательного оснащения цифровыми тахографами ранее перечисленных категорий транспорта в Кодексе РФ об административных нарушениях был прописан порядок наказания за несоответствие тахографов, нарушение режимов или фальсификацию данных контрольного устройства. С апреля 2013 года было разрешено устанавливать только цифровые тахографы с блоком СКЗИ. Кроме того, в этом же году Минтранс одобрил использование данных цифровых тахографов при упрощенном оформлении ДТП.

Принятые в 2014 году постановления и приказы ясно свидетельствовали, что система тахографии в России, как важная часть безопасности дорожного движения, будет и дальше усовершенствоваться. Так, например, в феврале этого года Минтранс РФ утвердил порядок оснащения транспортных средств цифровых тахографами нового поколения, в которых использовались средства криптографической защиты информации (СКЗИ) и возможность поддержки сигнала с двух независимых источников. Контроль над соблюдением лицензионных требований передан ЦЛСЗ ФСБ РФ и органам территориальной безопасности. А в ноябре 2014 года на сайте Министерства транспорта был опубликован официальный список мастерских, которым разрешено осуществлять установку, проверку и техническое обслуживание цифровых тахографов.

С апреля 2014 года цифровыми тахографами должны быть оснащены грузовые автомобили, задействованные в перевозке опасных грузов. С этого же месяца вступили в силу поправки к КоАП РФ, предусматривающие штрафные санкции за управление транспортом без тахографа. С июля 2014 средствами контроля режимов труда и отдыха должны быть оснащены автобусы и грузовые автомобили массой более 15 тонн, а с массой от 12 тонн – с сентября 2014 года.

Планируется, что в 2015 году цифровые тахографы будут установлены на грузовых автомобилях от 3,5 тонн. До 2018 года Министерство транспорта обязывает владельцев коммерческих транспортных средств, оснащенными тахографами при их выпуске до 1.04.2014 (а также мастерскими до 11.03.2014) переоснастить их контрольными устройствами, соответствующими нормам и требованиям техрегламента Евросоюза. Однако от обязательного наличия тахографов освобождаются ТС, предназначенные для выполнения специальных функций (пожарные автомобили, автокраны, автоэвакуаторы, автолавки, автомобили скорой помощи и т.п.) и автомобили принадлежащие военному ведомству, федеральным органам власти, органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин.

На данный момент (2016 год) существует три разновидности тахографов. Тахографы, отвечающие требованиям ЕСТР (европейские тахографы), тахографы, отвечающие требованиям 36 приказа Минтранса РФ (с блоком СКЗИ) и тахографы, отвечающие требованиям постановления правительства № 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (тахографы российского производства без блока СКЗИ).

Вернуться